МОУ «СОШ с.Терновка Энгельсского района Саратовской области»
Улитина Е.В.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
"Это нам нужно как воздух”
Поговорка
Цели урока: Образовательные:
· изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
· раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
· выяснить механизмы голосообразования.
Развивающие:
· продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
· развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Демонстрационное оборудование: муляж гортани, настенные таблицы, презентация "Дыхательная система”, таблица, свеча и спички, свисток, банка, теннисный шарик, вата, кусочек легкого млекопитающего, пинцет, лупа.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Ø Учитель: Ребята, внимательно прочитайте эпиграф урока.
В каких случаях говорят: "Это нам нужно как воздух”? (Обсуждение эпиграфа)
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне "Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
В Гаити через 15 дней после землетрясения нашли живую 17-ти летнюю девочку. О чем говорит этот факт?
Ø Ребята, чем мы дышим? (Воздухом)
Ø Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа)
Ø Все ли газы, содержащие в воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ)
Ø Для чего мы дышим?
I. Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Формула окисления
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Ø Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается
Ø Давайте представим себя частицей воздуха и совершим путешествие по органам дыхания.
Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
Определим маршрут: работа со схемой
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
Воздух, поступающий в органы дыхания бывает разной температуры, влажности и чистоты.
Носовая полость
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.
ü У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.
Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
Наблюдения
"Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
? Почему нужно дышать через нос?
Гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
Наблюдение
1. Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.
Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.
Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.
Свисток Когда образуется звук при вдохе или выдохе.?
? Почему у человека меняется голос при насморке и потери зубов?
Трахея и бронхи
Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.
Легкие
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?
Наблюдение
Доказать, что в легких содержится воздух.
Опустить кусочек легкого и теннисный шарик в воду. Почему они не тонут?
Вывод: в легких содержится воздух.
Внутреннее строение легкого
Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.
Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.
Орган
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра
Выполняемая функция
а) содержит жидкость, снижающую трение
б) увлажнение воздуха, задерживание пыли
в) обеспечивает свободное прохождение воздуха
г) образование звуков, рефлекторный кашель
д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
Выводы урока:
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.
Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь ее, а горение возможно только при наличии кислорода.
– Прочитать § учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания (таблица)
Творческая лаборатория:
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.