Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.12.2017, 06:20

Меню сайта
Наш опрос
Считаете ли вы что ГИА необходима для выпускников 9-х классов?
Всего ответов: 784
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полный анализ сайта
Форма входа

Органы дыхания

МОУ «СОШ с.Терновка Энгельсского района Саратовской области»

Улитина Е.В.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

 "Это нам нужно как воздух”

Поговорка

Цели урока: Образовательные:

·         изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

·         раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

·         выяснить механизмы голосообразования.

Развивающие:

·         продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

·         развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

Воспитательные:

·         воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

 Демонстрационное оборудование: муляж гортани, настенные таблицы, презентация  "Дыхательная система”, таблица, свеча и спички, свисток, банка, теннисный шарик, вата, кусочек легкого млекопитающего, пинцет, лупа.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Ø  Учитель: Ребята, внимательно прочитайте эпиграф урока.

                В каких случаях говорят: "Это нам нужно как воздух”? (Обсуждение эпиграфа)

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне "Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

В Гаити через 15 дней после землетрясения нашли живую 17-ти летнюю девочку. О чем говорит этот факт?

Ø  Ребята, чем мы дышим? (Воздухом)

Ø  Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа)

Ø  Все ли газы, содержащие в  воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ)

Ø  Для чего мы дышим?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Ø  Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается

Ø  Давайте представим себя частицей воздуха  и совершим путешествие по органам дыхания.

Цель нашего путешествия  - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.   

    Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Определим маршрут:  работа со схемой

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

Воздух, поступающий в органы дыхания бывает разной температуры, влажности и чистоты.

Носовая полость

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

ü  У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Наблюдения

"Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.

Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

? Почему нужно дышать через нос?

Гортань

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.

Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.

Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.

Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

 

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.

Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Образование звука

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.

Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Наблюдение

1.      Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.

 

Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.

 

Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.

 

Свисток  Когда образуется звук при вдохе или выдохе.?

? Почему у человека меняется голос при насморке и потери зубов?

Трахея и бронхи

Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.

Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

                                                                     

                                                                      Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Наблюдение

Доказать, что в легких содержится воздух.

Опустить кусочек легкого  и теннисный шарик в воду. Почему они не тонут?

Вывод: в легких содержится воздух.

                                                      Внутреннее строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

 

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Орган

 

1. Носовая полость

 

2. Гортань

 

3. Трахея и бронхи

 

4. Легкие

 

5. Легочная и пристеночная плевра         

Выполняемая функция

 

а) содержит жидкость, снижающую трение

 

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

 

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

 

г) образование звуков, рефлекторный кашель

 

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

 

Выводы урока:

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.

К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.

Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

 

Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь ее, а горение возможно только при наличии кислорода.

– Прочитать § учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания (таблица)

 

Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.

2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Друзья
Методсовет Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Сообщество учителей естественного цикла г.Энгельса и Энгельского района
презентации по биологии
Новости

Copyright MyCorp © 2017